ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Образование
в области физической культуры в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
· развитие основных
физических качеств и повышение уровня физической подготовленности; овладение
упражнениями современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий
(по формированию телосложения, правильной осанки, рациональному дыханию,
профилактике остроты зрения), умениями использовать их в условиях учебной
деятельности и самостоятельных занятиях физической культурой;
· формирование культуры
движений, обогащение двигательного опыта комплексами общеразвивающих
упражнений из современных систем физического воспитания (ритмическая и
пластическая гимнастика), упражнениями базовых видов спорта (гимнастика,
акробатика, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, спортивные игры),
овладение умениями использовать эти упражнения в условиях учебной, игровой и
соревновательной деятельности, организации активного отдыха;
· укрепление
здоровья, познание индивидуальных возрастных особенностей физического
развития и физической подготовленности, овладение способами индивидуального
контроля, умениями измерять физическую нагрузку во время выполнения физических
упражнений (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам и внутренним
ощущениям);
· освоение
основ знаний о физической культуре, ее истории и формах организации,
связи с культурой здоровья, воспитанием волевых, нравственных и этических
качеств личности;
· приобретение
компетентности в физкультурно-оздорови-тельной сфере:
- оздоровительно-реабилитационная
компетентность – позитивное отношение к укреплению
здоровья и организации здорового образа жизни, умение использовать
здоровьесберегающие технологии при организации учебной деятельности,
самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
- двигательная
компетентность – всесторонняя физическая подготовленность и
многообразие двигательного опыта, умение использовать его в массовых формах
соревновательной деятельности и организации активного отдыха.
- компетентность
в сфере самоконтроля и физического саморазвития – представления
об индивидуальных возрастных особенностях и физических возможностях, умение
подбирать средства и методы для индивидуальных форм занятий физическими
упражнениями, планировать их содержание и осуществлять контроль за
функциональным состоянием организма, проводить наблюдения за индивидуальным
физическим развитием и физической подготовленностью.
Реализация указанных целей и
формирование названных компетентностей достигается в результате освоения
следующего содержания образования[1].
ЗДОРОВЬЕ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Комплексы упражнений для коррекции осанки и телосложения,
учитывающие индивидуальные особенности физического развития обучающихся.
Профилактика утомления: комплексы общеразвивающих, специальных и дыхательных
упражнений; гимнастика для глаз. Упражнения на расслабление.
Контроль за динамикой физического развития, физической
подготовленности и физической работоспособности, величины физической нагрузки
во время занятий физическими упражнениями.
Предупреждение травматизма, приемы страховки и
самостраховки.
Простейшие приемы гигиенического массажа (самомассажа).
ОПЫТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(с учетом индивидуальных особенностей физического развития и
медицинских показаний)
Физическая подготовка. Физические упражнения и комплексы упражнений на развитие
основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Упражнения базовых видов спорта
Гимнастические упражнения: комплексы акробатических упражнений, включающие кувырки,
перекаты, стойки, упоры, общеразвивающие упражнения, выполняемые под музыкальное
сопровождение; гимнастические упражнения на спортивных снарядах: махи,
размахивания и перемахи; висы, повороты, перевороты и подъемы; седы и упоры;
наскоки и соскоки; комплексы упражнений ритмической гимнастики, выполняемые с
различной амплитудой и траекторией движений; опорные прыжки разными способами и
при разной высоте опоры; лазание по канату разными способами, с разной
скоростью и на разную высоту.
Легкоатлетические упражнения: разновидности ходьбы и бега; старты из разных исходных
положений и стартовый разбег; бег и финиширование на коротких, средних и
длинные дистанциях; кроссовый и эстафетный бег; прыжки в длину и высоту с
разбега разными способами; метание малого мяча с места, разбега на дальность и
в цель.
Упражнения в
спортивных играх: баскетбол – разновидности перемещений
ходьбой, бегом, прыжками с ускорением и остановками; ведение, передача, ловля и
броски мяча в корзину; футбол – передвижения ходьбой и бегом с
изменением направления и скорости движения; ведение мяча и обводка; остановка,
обработка и передача мяча; удары по воротам; волейбол –
разновидности перемещений ходьбой, бегом, скачком, прыжками; приемы и передачи
мяча, подачи, нападающий удар и блокирование.
Физические упражнения вариативной части образовательных
программ (с учетом климатогеографических и культурно-этнических
особенностей региона).
Упражнения на лыжах:
прохождение тренировочных дистанций с разной скоростью и использованием разных
способов передвижения на лыжах; спуски и торможение, подъемы по пологому склону
разнообразными способами, преодоление препятствий (при передвижении и спуске).
Упражнения в плавании: старты
и повороты; проплывание различных дистанций спортивными способами: брасс, кроль
на груди и на спине; ныряние.
Упражнения туристической подготовки: преодоление искусственных и естественных препятствий с
использованием бега, ходьбы, прыжков, лазания и перелазания, передвижения на
руках в висе и упоре.
Культурно-этнические упражнения: сюжетно-образные народные игры, обрядовые и танцевальные
упражнения, упражнения национальных видов спорта и др.
Знания о физической культуре
История Олимпийского движения, яркие успехи отечественных
спортсменов на Олимпийских играх.
Значение занятий физической культурой для жизнедеятельности
современного человека. Формы занятий физической культурой в режиме учебного дня
и в условиях активного отдыха.
Представление о культуре здоровья и соблюдение правил
здорового образа жизни. Условия сохранения здоровья. Взаимосвязь здоровья и
образа жизни.
Понятия: двигательные действия, физические качества,
физическая нагрузка. Обучение движениям и развитию физических качеств (общие
представления). Формы организации занятий физической подготовкой, структура
занятий, правила подбора упражнений и дозировки физической нагрузки.
Правила организации и проведения пеших туристических
походов, соблюдение санитарных и экологических требований.
Правила поведения и профилактики травматизма на занятиях
физическими упражнениями, гигиенические требования к спортивному инвентарю,
оборудованию, одежде и месту проведения занятий.
Правила спортивных соревнований, нормы этического общения и
коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате освоения физической культуры ученик должен
овладеть следующими видами оздоровительно-физкультурной компетентности:
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Знать и понимать:
· связь
целенаправленного развития физических качеств с повышением функциональных
возможностей основных жизне-обеспечивающих систем организма (дыхания,
кровообращения и энергообмена), с физической подготовленностью человека;
· основные
формы занятий физическими упражнениями, их функциональное назначение,
гигиенические требования и правила техники безопасности.
Уметь (владеть способами деятельности):
· выполнять
комплексы упражнений из современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих
систем физического воспитания: по предупреждению нарушения осанки и ее
коррекции; формированию телосложения; развитию дыхания; повышению остроты
зрения;
· определить
величину физической нагрузки и время восстановления организма после ее
выполнения.
Применять полученные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
· проводить
самостоятельные занятия по предупреждению нарушения осанки и других отклонений
в состоянии здоровья (подбор упражнений и их последовательность, дозировка
нагрузки и т.д.).
ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и
медицинских показаний):
Уметь (владеть способами деятельности):
· выполнять
общеразвивающие упражнения и комплексы упражнений на развитие основных
физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;
· выполнить
акробатическую комбинацию, включающую кувырки, перекаты, стойки, равновесия,
прыжки;
· выполнить
на индивидуальный результат: прыжок в длину с разбега способом согнувшись; в
высоту с разбега способом «ножницы»;
· выполнить
тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности,
демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств:
Физические
качества
Физические
упражнения
Юноши
Девушки
Быстрота
(по выбору обучающегося)
Бег 60 м. с высокого старта с
опорой на руку (сек.)
Прыжки через скакалку за 30 сек.
(кол-во раз)
9.20
60
10.40
70
Сила
(по выбору обучающегося)
Подтягивание туловища из виса на
руках (кол-во раз)
Поднимание туловища из положения
лежа на спине, руки за головой за 30 сек. (кол-во раз)
Прыжок в длину с места (см.)
6
-
180
-
22
160
Выносливость
(по выбору обучающегося)
Кроссовый бег на 2 км. (мин.,
сек.)
Передвижение на лыжах на 2
км. (мин., сек.)
Плавание 100 м.
8.50
16.30
б/у
времени
11.20
21.00
б/у
времени
Ловкость
(по выбору обучающегося)
«Челночный бег» 3х10 м (сек.).
6 бросков малого мяча в мишень (1м
х 1м) с места на расстоянии:
12 м. (кол-во попаданий в мишень)
10 м. (кол-во попаданий в мишень)
8.20
4
-
9.20
-
3
Применять полученные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
· совершенствовать
технико-тактические приемы спортивных игр в игровой деятельности (баскетбол,
футбол, волейбол).
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ самоконтроля и физического
саморазвития
Знать и понимать:
· индивидуальные
режимы нагрузок и состав физических упражнений для развития основных физических
качеств;
· особенности
ведения индивидуальных наблюдений за динамикой показателей физического развития
и физической подготовленности.
Уметь (владеть способами
деятельности):
· подбирать
индивидуальные средства и методы для физического саморазвития, контролировать
состояние организма в ходе занятий физическими упражнениями.
Применять полученные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
· проводить
индивидуально-ориентированные занятия физической культурой: по закреплению и
совершенствованию техники движений; выравниванию отстающих в своем развитии
физических качеств; коррекции осанки; формированию индивидуального типа
телосложения и др.
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Физические
качества
|
Физические
упражнения
|
Юноши
|
Девушки
|
Быстрота
(по выбору обучающегося)
|
Бег 60 м. с высокого старта с
опорой на руку (сек.)
Прыжки через скакалку за 30 сек.
(кол-во раз)
|
9.20
60
|
10.40
70
|
Сила
(по выбору обучающегося)
|
Подтягивание туловища из виса на
руках (кол-во раз)
Поднимание туловища из положения
лежа на спине, руки за головой за 30 сек. (кол-во раз)
Прыжок в длину с места (см.)
|
6
-
180
|
-
22
160
|
Выносливость
(по выбору обучающегося) |
Кроссовый бег на 2 км. (мин.,
сек.)
Передвижение на лыжах на 2
км. (мин., сек.)
Плавание 100 м.
|
8.50
16.30
б/у
времени
|
11.20
21.00
б/у
времени
|
Ловкость
(по выбору обучающегося) |
«Челночный бег» 3х10 м (сек.).
6 бросков малого мяча в мишень (1м
х 1м) с места на расстоянии:
12 м. (кол-во попаданий в мишень)
10 м. (кол-во попаданий в мишень)
|
8.20
4
-
|
9.20
-
3
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий