четверг, 14 апреля 2016 г.

Готовы ли мы к внедрению ГТО?

Внедрение комплекса ГТО начнется уже с осени этого года в 12 пилотных регионах. Но готовы к этому ли учителя и чиновники?

На днях в Петрозаводске завершился Международный конгресс учителей физкультуры. Как и следовало ожидать, в центре обсуждения форума оказался возрождаемый комплекс ГТО. У учителей было немало вопросов к федеральным чиновникам, которые посетили конгресс в последний день его работы. В рамках научно-практической конференции в Петрозаводском государственном университете педагоги получили возможность их задать.
Здесь, в Карелии, ждут, объявят ли республику апробационным регионом или нет. Местные чиновники противоречат друг другу: один министр говорит, что вопрос уже решен, другой перестраховывается и советует подождать новостей от федеральных коллег. В итоге, выступавший на конференции в рамках конгресса Виктор Бабкин, замдиректора Департамента развития физкультуры и массового спорта Минспорта РФ, представил в своей презентации перечень 12 апробационных площадок. Всего дюжина пилотных регионов по предварительной версии выглядит так: Карелия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Красноярский край, Белгородская область, Владимирская область, Кемеровская область, Московская область, Свердловская область, Смоленская область, Ярославская область.
- У нас вообще подали заявку 23 региона, среди них мы выбрали те, которые имеют наибольшие шансы по ряду критериев стать апробационными площадками, - пояснил Виктор Бабкин. Приказ будет подписан в скором времени.
Однако, что дает республике участие в эксперименте? Не сомнительное ли это удовольствие – быть подопытным регионом?
- Я думаю, что сейчас любые события, которые направлены на формирование имиджа республики, на привлечение интереса к ней, на узнаваемость её, могут быть полезны. В том числе то, что она попала в число 12 регионов, - прокомментировал в интервью «Учительской газете» новость Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ, к слову, выпускник ПетрГУ. - Это очень важно, поскольку позволяет чаще упоминать республику, это даст возможность региону запустить у себя программы, связанные с развитием физкультуры и спорта, в том числе привлечь некоторые федеральные ресурсы… Думаю, это на пользу, и рад, что такое решение состоялось.
Чиновники рассказали учителям, из чего будет состоять возрожденный комплекс ГТО. Не будем пересказывать содержание – его легко можно найти в интернете. Остановимся на вопросах, которые волнуют педагогов.
Штатная единица
К примеру, недавно в федеральных СМИ прошла информация о том, что в школах появится должность преподавателя (тьютора) по ГТО. Эта новость учителей не столько удивила, сколько возмутила: после вопроса на эту тему в зале зашелестел характерный шепоток. Однако, факт был опровергнут: «Никаких рекомендаций и приказов по этому поводу не будет», - заявил Вениамин Каганов.
В беседе с нами замминистра уточнил: тьюторы, действительно, будут, но появятся, в основном, в институтах повышения квалификации учителей.
- Тьютор и преподаватель ГТО - это разные вещи. Учитель учит, тьютор - развивает. И тьютор - это не учитель по ГТО.  Есть же учителя физкультуры, и я не вижу необходимости в особых требованиях к их компетенции по отношению к комплексу ГТО. Но вопрос о том, кто нужен школе, решает сама школа. Если ей нужен тьютор, то только школа может принять это решение, определить оклад на имеющиеся ресурсы и действовать. Сказать, что мы будем это внедрять – нет…
Приписки
Речь зашла и о том, насколько честными и объективными могут быть результаты сдачи норм ГТО.Ведь уже сейчас Минобрнауки заявило проект нормативного акта, по которому спортивные достижения школьника могут дать бонус при поступлении в вуз. Кроме того, не будут ли гнаться за хорошими показателями в классах учителя при введении поощрения или, напротив, наказания?
- Мы уроки ЕГЭ хорошо усвоили, - сказал замминистра, вспомнив о скандалах, которые сопровождали экзамен несколько лет. -  Честность и объективность для нас важнее результатов на данном этапе. Естественно, мы понимаем, как организован процесс, и сколько у нас энтузиастов, которые захотят не то чтобы выдать желаемое за действительное, но… Мы этого опасаемся. Особенно, что касается школ, которые любят соревноваться. Поэтому характер внедрения ГТО - поэтапный. Не надо компанейщины, не надо цифр, не надо победных отчетов – это может навредить нашему делу.
У учителей своя точка зрения по этому поводу. «Приписывали раньше, будут приписывать и сейчас, - уверенно заявила моя соседка по ряду своей коллеге. – Я помню, премии лишали, если результаты плохими были. То же самое будет…».

Комментариев нет:

Отправить комментарий